Кельты: сотворение мифа. "Кельтизм" как политический феномен Великобритании и Ирландии возник не ранее
19 века и включал в себя не столько язык, сколько искусство и культуру. Истоки
популярности кельтской темы лежат в романтизме с его поэтизацией
друидов у таких писателей как Роулендс и Стакли, или поэт Томас Грей. В
кунце 19 века стали популярными миниатюры из ирландских манускриптов и копии
кельтских каменных крестов. Причудливые миниатюры отвечали вкусу стиля
"арт нуво", но опять-таки только после выхода в 1905 году книги Ромильи
Аллена "Кельтское искусство" ирландское искусство и его связь с кельтами стали
известны широкой публике. Ирландская культура стала оказывать влияние на
архитектуру, и кельтизм стал заметным компонентом ирландского национализма.
Во Франции "кельтизм" стал популярен после выхода книги ла Тур д,Оверня о друидах и книги "Норма" Беллини - истории трагической любви друидической жрицы к
римскому императору.
В сознании современных людей возникло такое идеальное "кельтское" общество
со жрецами, бардами, военной элитой, что является выдумкой писателей и
популяризаторов кельтов (как правило, не имеющих не только никакого отношения
к науке, но даже по пожелавших разобраться, а что вкладывается в понятие
"кельт"). Не существовало, как это не покажется странным, никакой кельтской
религии. Во времена походов Цезаря, собственно говоря от которого то и узнали
все о кельтах, религия галлов Кельтики и Белгики была похожа на верования
греков и римлян с их множеством богов и богинь, хотя большинству из этих так
называемых "кельтских" богов поклонились лишь в рамках определенного племени
и больше нигде. У кельтов вообще не было каких-то серьезных разработок в
области религии, не случайно позже кельты легко сменили свои
верования на монотеистические восточные культы наподобие митраизма или
христианства; одна из форм христианства получила даже эпитет "кельтского
христианства". Учреждением, вызывавшим особенный интерес греков и римлян,
был друидизм, не имевший точного соответствия в классическом мире. И самое
интересное, несмотря на то, что кельты жили во многих местах Европы,
свидетельства о друидах существуют только в Галии и Британии. И значительно
позже такие свидетельства появились в Ирландии. А во всем остальном кельтском
мире друидов как бы и совсем не существовало. Нет никаких доказательств
соотношения друидов с магией, более того, все источники говорят о том, что
друиды как раз не принимали участия в жреческих ритуалах, а были скорее
учителями юриспуденции, этики, различных наук. Связь друидов с магией и
определение друид-маг появилось только в художественной литературе, а позже в околооккультных книгах.
Мы не знаем, как определяли кельтов в прошлом, поскольку эти определения
различаются у разных античных авторов. Мы до сих пор не можем определенно
сказать - кто же такие кельты. И существуют сотни мнений типа "кельты - это..."
Эти мнения зачастую прямо противоречат друг другу. Названия "кельты", как
и "галлы" применялись к народам, жившим от Испании на западе до Малой Азии
на востоке, не только греками и римлянами, но и представителями самих
этих народов. Они никогда (!!!) не обозначали жителей Британских островов,
кроме как в случае их применения ко всем жителям Западной Европы.
"Кельтская" языковая группа была ИЗОБРЕТЕНА ИСКУССТВЕННО только в 18 веке.
Определение кельтов, как народов (вернее попыткам определения), говорящих или
когда-то говоривших на кельтских языках, также восходит к 18 веку. Кельтское
искусство было впервые выявлено в Ирландии в середине 19 века.
Новые кельтские идеи появляются постоянно: в 19 веке мы услышали о кельтской
церкви, в 1920-е годы появилось выражение "кельтские поля", недавно в музыке
появилось направление, названное "кельтским". Может быть скоро появится
Кельтский футбольный чемпионат в который наряду с "Селтиком", "Кельтико" и
"Галатасараем" войдут и другие команды с кельтскими названиями.
Когда мы начинаем изучать кельтов, или то, что подразумеваем под "кельтами", мы
обнаруживаем удивительную вещь. Кельтская цивилизация практически не оставила
нам хоть каких-то памятников. Кельты почти не оставили потомкам сколь-нибудь
значительных памятников архитектуры, а их укрепления и погребения, святилища
и движимое имущество крайне примитивные обнаруживают на обширных территориях
Европы. Кельтское общество, по сути, не имело четко определенного "ядра".
Более того, в отличие от творцов великих цивилизаций
Древнего мира, кельты были ФАКТИЧЕСКИ НЕГРАМОТНЫ И НЕ УМЕЛИ ПИСАТЬ на своих
языках. От раннего периода кельтской истории до нас не дошло ни
последовательных списков королей, ни мифологических легенд (которые были
записаны на бумагу ирланскими писцами только в христианскую эпоху), ни списка
имен кельтских божеств, ни описаний деятельности жрецов и проведения ритуалов.
Они вообще не
оставили нам серьезных памятников письменности. Ну не будем же мы считать
записанные христианскими писцами остатки кельтских легенд памятниками
письменности кельтов.
Вообще говоря о кельтах мы должны понимать - мы имеем дело с раздробленным
варварским обществом (в худшем понимании этого слова), а не с великой
централизованной древней цивилизацией. Об образовании кельтов вообще не стоит
говорить. Во всяком случае в том смысле, что мы вкладываем в понятие
"образование". Хотя мы должны при этом понимать, что на архаических кельтских
языках никогда не прекращали говорить на Британских островах и в Бретани. И в
некоторых областях Шотландии, Бретани, Уэльса и Ирландии на них говорят до
сих пор. Но единого кельтского языка никогда не было и нет. Существуют
две группы кельтского языка - "гойдельская" или Q-кельтская и "бритская" или
P-кельтская.
Имеются две другие формы названия кельтского народа: галлы, как их называли
римляне (наряду с кельтами), и галаты, как они обычно именуются в произведениях
греческих писателей. Центральной единицей кельтской организации было племя;
у каждого племени было свое особое название, тогда как весь народ назывался
кельтами. За промежуток времени ориентировочно с 700 года до н.э. и по 500
год н.э. кельты поднялись "ввысь" и обрушились в "глубочайшую бездну".
Склоность кельтов к выпивке производила неизгладимое впечатление на
средиземноморский мир. Кельтская способность к неумеренному поглощению крепких
напитков сохранилась на протяжении всей их истории и часто приводила к
плачевным итогам. Кельты неизменно завязывали в ходе празднеств и пиров ссоры,
которые приводили в поединкам между воинами или сражениями между племенами,
хотя и воины одного племени тоже убивали друг друга. Само "Похищение быка
из Куальнге", великий ирландский эпос, начинается с горячей ссоры между
Айлилем и Медб, королем и королевой Коннахта. Вообще в основании многих
многих ирландских повестей лежит тот же мотив: устраивается празднество,
на котором гости напиваются и завязывают ссору, за которой следует
кровопролитие, и в конечном итоге в сражение втягивается все племя. Постоянные
междуусобные войны, которые вели кельты, - одна из причин, почему кельты так и
не смогли создать государство и остались на уровне племенных отношений. И все
их выяснения отношений всегда начинались "по пьянке". Когда в Европе начали
строиться государства, то и кельты вначале были вытеснены на окраины мира, а
потом и просто пропали. А когда неумеренное употребление алкоголя и постоянные
войны занимают все время, то когда тут учиться писать, создавать что-то,
строить города, развивать культуру?
Самые ранние ирландские письменные документы представляют собой надписи,
сделанные алфавитом, известным под названием огам. Оно основано на латинском
алфавите; каждая буква носит название определенного растения или дерева.
Например, С - это coll "падуб", D - daur "дуб" и т.д. Огам был создан
в Ирландии незадолго до принятия христианства, но назвать его кельтской
письменностью вряд ли возможно. И уж ни в коем случае огам не являлся
магическим алфавитом, наподобие рунического, и тем более он не был особым
письмом друидов. Огам - это церемониальное письмо; его образцы обнаруживаются
лишь на памятных камнях. В героических эпосах огамические надписи традиционно
ассоциируются с погребальными обрядами. Некоторые огамические надписи
относятся к дохристианскому периоду; некоторые были оставлены уже в
христианские времена; но в любом случае огам не может дотироваться периодом
ранее IV века нашей эры. Даже если мы попытаемся привязать огам к кельтам,
то вынуждены будем констатировать, что у кельтов не было никаких письменных
произведений. Всего в настоящее время известно около 300 образцов огамической
письменности и большинство из них надгробные памятники, которые состоят из
имени упокоенного.
Самое привлекательное для большинства "магов" и "околооккультных деятелей"
в истории кельтов - это друиды. О друидах в оккультной литературе написано так
много и так подробно, что мы вроде бы знаем о них все. Увы, правда состоит
в том, что наука не располагает практическими никакими данными о друидах. Мы
не знаем, составляли ли друиды универсальный жреческий класс по всему
кельтскому миру, были ли они единственными представителями жреческого
сословия, в какой именно период они действовали. Нам известно лишь то, что
в какой-то период кельтской истории у НЕКОТОРЫХ кельтских племен имелись
жрецы, носящие имя друидов.
Особым вниманием, которым пользуются друиды в наше время, они полностью
обязаны деятельности писателей, активно разрабатывающих эту тему с 16 века.
Целый культ друидов был связан с представлениями о благородных дикарях, и
на тонком слое плохо изученных фактов была построена сказочная теория,
приведшая к возникновению современного друидического культа, который
действует в Стоунхендже. Хотя, понятно, нет никаких данных о связи кельтов
с этим неолитическим сооружением. Но современные собрания, такие как
Айстеддвод, ежегодный валлийский фестиваль музыки и местной культуры, и многие
другие праздники в сохранившемся кельтском мире внесли свой вклад в дело
увековечивания идеализированного образа друидов, но по сути своей это ложный
образ, основанный не на сохранении, а на возрождении придуманных в современном
мире традиций.
Да, Цезарь писал: "Во всей Галлии существует только два класса людей, которые
пользуются известным значением и почетом. Это друиды и всадники. Друиды
принимают деятельное участие в делах богопочитания. Они ставят приговоры
почти по всем спорным делам, общественным и частным; совершено ли преступление
или убийство. идет ли тяжба о наследстве или о границах, - решают те же
друиды; они же назначают награды и наказания; и если кто - будет ли это
частный человек или же целое племя - не подчинится их определению, то они
отлучают виновного от жертвоприношений. Это у них самое тяжелое наказание.
Во главе всех друидов стоит один, который пользуется среди них величайшим
авторитетом. По его смерти ему наследует самый достойный, а если таковых
несколько, то друиды решают дело голосованием, а иногда спор о первенстве
разрешается даже ОРУЖИЕМ. Друиды обыкновенно не принимают участия в
войне; они вообще свободны от военной службы и от всех других повинностей".
Вот вы прочитали это и скажите, разве это о магах и волшебниках речь идет.
Не показалось ли вам, что это применимо скорее к судье, к администратору,
к управителю, священнику-попу... Но неужели так будут говорить о маге?
Еще Страбон писал: "У всех гальских племен, вообще говоря, существует три
группы людей, которых особенно почитают: барды, предсказатели и друиды.
Барды - певцы и поэты, предсказатели ведают священными обрядами и изучают
природу, друиды же вдобавок к изучению природы занимаются также и этикой".
Ну что-то и здесь не вижу я описания великого и могучего мага или волшебника.
Вот Плиний, да писал: "Они называют омелу словом, означающим "всеисцеляющий".
Они приводят туда двух белых быков, рога которых они связывают первый раз.
Одетый в белые одеяния, жрец взбирается на дерево и отрезает омелу золотым
серпом, и затем остальные заворачивают ее в белый плащ. Затем они убивают
жертвы, вознося молитвы..." Да писал. Один раз.
Но давайте вспомним и древние ирландские саги где друиды предстают в облике
смешных персонажей. Там над ними вообще смеются. Может быть потому что
druith в ирландском языке "шут"? В саге "Недуг уладов" два друида Кром
Деройл и Кром Дарайл, приставленные к королеве Медб вообще спорят о том,
что видят. Один считает, что к крепости приближается войско, другой утверждает,
что это всего лишь природное явление. На самом деле через некоторое время
перед ними появляется войско. Но "поздно метаться"....
Самое интересное, что о друидах в Британии вообще никто не упоминает. Цезарь,
рассказывая о своем походе в Британию, друидов не упоминает. Значит не выходили
друиды перед войсками Цезаря и не оставливали войско мановением рук?
Хотя нет, один все-таки есть. Тацит пишет, описывая нападение римлян на
друидические укрепления на острове Англси в 61 году н.э. "На берегу стояло
в полном вооружении вражеское войско, среди которого бегали женщины; похожие
на фурий, в траурных одеяниях, с распущенными волосами, они держали в руках
горящие факелы; бывшие тут же друиды с воздетыми к небу руками возносили
к богам молитвы и исторгали проклятия. Новизна этого зрелища потрясла наших
воинов, и они, словно окаменев, подставляли неподвижные тела под сыплющиеся
на них удары. Но вняв увещеваниям полководца и побуждая не страшится
этого исступленного, наполовину женского войска, они устремляются на
противника, отбрасывают его и оттесняют сопротивляющихся в пламя их собственных
факелов. После этого у побежденных размещают гарнизон и вырубают их священные
рощи, предназначенные для отправления свирепых суеверных обрядов". Но все равно
как-то не помогли друиды... Как-то не сложилось у них... Не остановили
войско.
Готов к спору. Чиж.